Аналоги дизельного топлива: отличия и виды
Чем заменить дизельное топливо – актуальный вопрос в свете растущих цен на нефть, ужесточения экологических стандартов, а также стремления к снижению зависимости от ископаемого топлива. Существуют различные альтернативы дизельному топливу, которые могут обеспечить более экологичное и экономичное использование в дизельных двигателях.
Печное дизельное топливо
Отличие
печного топлива от дизельного топлива заключается в более высоких теплотворных свойствах, а также доступной цене. Горючее используется для отопления частных домов, сельскохозяйственных объектов и производственных помещений. Его получают из дизельных фракций второй перегонки, что делает продукт относительно недорогим.
Существуют различные виды печного топлива, в том числе светлое и темное. Они отличаются исходным сырьем и методом производства. Продукт характеризуется высокой теплоемкостью, низкой температурой замерзания (до -28 °C для некоторых видов), отсутствием ярко выраженного запаха, хорошей текучестью и доступной ценой.
Отличие керосина от солярки
Керосин и солярка относятся к различным фракциям нефтепереработки, у них разные физико-химические свойства, области применения. Керосин представляет собой среднюю фракцию, получаемую при перегонке нефти, с температурой кипения – от 150 до 300 °C.
Используется в качестве топлива для авиационных двигателей, в бытовых керосиновых лампах, для отопления и как растворитель. Солярка, в свою очередь, является более тяжёлой фракцией с более высокой температурой кипения (обычно от 300 до 350 °C).
Газовый конденсат
Это альтернатива традиционному дизельному топливу. Представляет собой смесь жидких углеводородов, которые конденсируются из природных газов при понижении давления. Процесс отличается от обычной конденсации тем, что происходит при снижении, а не повышении давления, из-за чего газовый конденсат также называется ретроградной жидкостью.
Ретроградная конденсация возможна только в смесях, содержащих не менее двух химических компонентов (лёгкий и тяжёлый) и только при давлениях и температурах, близких к термодинамической критической точке смеси. Продукт преимущественно состоит из тяжёлых и средних углеводородных компонентов, которые образуют конденсат, а также лёгких компонентов, растворённых в жидкости.
В конденсатах природного газа к конденсатообразующим компонентам относятся бензиновые фракции, керосиновые и другие углеводороды. Большинство газовых конденсатов содержат 70-85% бензиновых фракций. Свойства газового конденсата близки к очень лёгкой нефти.
Судовое дизельное топливо
Представляет собой один из аналогов традиционного дизеля, используемого для заправки дизельных двигателей: средне- и высокооборотистых. Топливо производится из продуктов нефтепереработки и может быть получено путём вторичной перегонки мазута. При производстве судового топлива могут применяться менее строгие требования по сравнению с теми, которые предъявляются к ДТ общего назначения.
Ключевым моментом для судового топлива является обеспечение высоких смазывающих характеристик и низкой коррозионной агрессивности, чтобы гарантировать надёжность и долговечность работы дизельных моторов. Судовое топливо обладает низкой вязкостью, что позволяет использовать его в условиях низких температур, упрощает процесс заправки и эксплуатации моторов на судах.
Судовое маловязкое топливо может служить альтернативой дизельному топливу марки Л-0,5, что предполагает возможность его использования в широком спектре дизельных двигателей. Особенностью судового дизельного топлива является его способность к эффективному сгоранию при сохранении оптимальных рабочих характеристик дизельных двигателей.
Солярка
Чем отличается
солярка от дизельного топлива? Чаще всего солярой ДТ называют те, кто работает с сельхозтехникой. С точки зрения нефтеперерабатывающих технологий солярка относится к группе нефтепродуктов, известных как соляровые масла.
В отличие от дизтоплива солярка имеет более высокую температуру испарения – от 300 до 350°С, что говорит о её более тяжёлой фракции и характеристиках побочного продукта нефтяной перегонки. В состав солярки входят парафиновые углеводороды (10-40%), нафтеновые углеводороды (20-60%), и ароматические углеводороды (15-30%), что придаёт ей выраженный резкий запах и более маслянистую и вязкую структуру 5-9 мм²/с по сравнению с дизтопливом (2-4 мм²/с).
Применение солярки ранее было распространено для заправки дизельных двигателей, особенно в северных регионах благодаря её повышенной вязкости, компрессионным свойствам, а также низкой температуре застывания. Однако в современных топливных системах с электронным управлением применение солярового масла неприемлемо из-за несоответствия его физических качеств. Тем не менее бессерные марки солярки могут использоваться в питании дизельных двигателей с электронным впрыском.
Биодизель
Вид топлива, который производится из жирных кислот и эфиров, основанных на метиле. По сравнению с традиционным дизельным топливом биодизель представляет собой более экологически чистый аналог, который может использоваться в дизельных двигателях внутреннего сгорания без необходимости внесения значительных изменений в конструкцию мотора или использования специальных присадок.
Концепция биодизеля была предложена Рудольфом Дизелем, изобретателем дизельного двигателя. Преимущества использования биодизеля включают возможность снижения выбросов диоксида углерода на 80% и полного исключения серных диоксидов при использовании его в транспортных средствах.
Биодизель также обладает высокими смазывающими свойствами, предотвращает образование нагара в двигателе, что продлевает срок его службы без ремонта. Кроме того, продукт считается безопасным в транспортировке из-за высокой температуры возгорания и не имеет характерного запаха выхлопных газов. Биодизель не наносит вред экологии, так как является биоразлагаемым и менее токсичным.
Основным недостатком является его сравнительно короткий срок хранения – примерно три месяца, после чего он начинает разлагаться на компоненты, безопасные для окружающей среды. Из-за этой особенности необходимо учитывать условия хранения и потребления биодизеля, чтобы избежать потерь и снижения эффективности.
Дистилляты
Продукты переработки нефти, которые включают в себя легкие фракции, отделяемые в процессе дистилляции. Фракции характеризуются низкой вязкостью, что делает их подходящими для использования в условиях низких температур. Дистилляты обладают примерно 3-6 мм²/с вязкостью и становятся все более популярными на мировом рынке, в том числе из-за низкого содержания сернистых соединений, что соответствует экологическим стандартам.
Основное применение дистиллятов — это их использование в качестве аналога дизельного топлива. Благодаря своим свойствам они обеспечивают бесперебойную работу двигателей в холодных условиях и считаются более экологичным выбором по сравнению с традиционными нефтепродуктами из-за низкого уровня серных выхлопов.
Как альтернатива дизельному топливу дистилляты могут применяться в различных типах дизельных двигателей, особенно там, где важны низкая вязкость и экологичность продукта. Это транспортные средства, сельскохозяйственное оборудование, теплогенерирующие установки и др.